Меню
+

Скоро в школу, в первый класс!

К списку публикаций

Прошли те времена, когда учеба начиналась для ребенка лишь с первым школьным звонком. Сегодня большинство любящих родителей начинает заботиться о развитии интеллектуальных способностей малыша задолго до первого класса, и на помощь им придут  множество прекрасных дидактических игр, которые разовьют навыки и умения, необходимые для успешной учебы.

Однако не следует забывать, что заниматься с малышом-дошколенком – это совсем не то же самое, что делать уроки с первоклашкой. Чтобы занятия были в радость и приносили пользу, необходимо соблюдать несколько очень важных правил. 

Ведущий вид деятельности ребенка младше семи лет – ролевая творческая игра. То есть большую часть времени кроха должен играть с обычными игрушками: куклами, машинками, конструкторами. Развивающие занятия  для детей в старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) в общей сложности не должны занимать больше часа в день, а в младшем (3–4 года) и того меньше – 30–40 минут. Чем младше ребенок, тем ниже его способность концентрировать внимание, тем меньше времени он способен заниматься одним видом деятельности. «Урок» с малышом должен длиться 5–10 минут, после чего необходимо кардинально поменять род занятий.   У дошкольника еще не сформировано произвольное внимание. Он может эффективно заниматься лишь тем, что ему интересно. Попытки «привить ребенку усидчивость», заставляя его делать что-либо, могут привести к прямо противоположному результату: малыш откажется  заниматься.

Чему же важно научить малыша, чтобы обучение в школе проходило успешно и легко для ребёнка?

  • Один из навыков, который должен освоить малыш к школе, – умение логически мыслить, сопоставлять общее и частное, выстраивать причинно-следственные связи.  Есть масса игр, при помощи которых кроха без труда овладеет навыками логического мышления. Игры-пазлы или домино «Где чья мама?», «Кто где живет?», «Что лишнее?» не только помогут малышу научиться выстраивать причинно-следственные связи, но и дадут представление об окружающем мире, будут способствовать развитию речи. Играть в них можно с 3 лет. Развитие пространственного мышления стимулируют разнообразные головоломки, в первую очередь, классические игры Никитина «Сложи узор» (с 3 лет) и «Уникуб» (с 5 лет). Головоломки  кроме того,  что способствуют развитию  пространственного мышления, ещё и  формируют навыки классификации и систематизации:  задание собрать разноцветные ряды по заданному образцу будет очень интересно малышу. Магнитные  и любые другие конструкторы также увлекут малыша, развлекая и развивая его одновременно.
  • Ещё один из необходимых навыков, нужный ребёнку – навык чтения.  Споров о пользе и вреде раннего чтения немало, как и  методик обучения раннему чтению. По какой заниматься? Думается, все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Самое разумное – сочетать лучшие элементы всех развивающих систем, дополняя их традиционными, проверенными временем пособиями. Так, давно зарекомендовали себя магнитные буквы и кубики с азбукой, а вот азбука-пазл – пособие нового поколения. Еще более современно выглядит интерактивный электронный озвученный плакат «Говорящая азбука». И, конечно же, говоря об обучении чтению, нельзя не упомянуть о методике Домана-Маниченко и  складовых кубиках Зайцева – пособий, при помощи которых легко и весело учиться читать. 
  • Без знакомства с миром чисел при подготовке к школе тоже не обойтись. Конечно,  у будущего первоклассника  должно быть сформировано представление о количестве, а желательно – и о составе числа. Получить первые понятия о количестве малышу помогут старые добрые счеты (с 2 лет). Когда кроха будет четко понимать, что такое пять шариков, его можно начать знакомить с цифрами. Лучше всего использовать кубики, пазлы или карточки, где рядом с каждой цифрой нарисована соответствующая картинка (с 3 лет). Навык можно закрепить в настольной игре с фишками и кубиком (с 3–4 лет). В 4–5 лет ребенка можно начать понемногу знакомить с составом числа. Золотой материал Монтессори (золотистые шарики, которые нанизываются на специальные стержни) – дидактическое пособие, которое помогает ребенку понять, что такое десяток, сотня и даже тысяча, научиться ориентироваться в составе числа.
  • Для успешной учебы в школе необходимы ловкие, гибкие пальчики. Поэтому важнейшей составляющей подготовки к школе по праву считается развитие мелкой моторики, тренировка мышц и связок кисти и пальцев. Начинать тренировку нужно с крупных кистевых движений. В качестве тренажера можно использовать увлекательные игрушки-лабиринты. Задача малыша – провести разноцветные шарики по извилистым дорожкам-прорезям в нужную зону. Для координации движений кисти и пальцев очень полезны линейки-спирографы. Вставляешь карандаш или ручку в хитроумное сооружение из двух кругов – и вот уже на бумаге, как по волшебству, появляются сказочные спиралевидные узоры. Чтобы приучить пальчики к четким и аккуратным движениям, полезно обводить по трафарету, а затем заштриховывать разнообразные фигурки: и геометрические фигуры, и животные, и машинки. Начинать стоит с более крупных и простых силуэтов.

 

Правильно организованное рабочее место – залог эффективной учебы. А идеальным рабочим местом для ученика была и остается парта. Сегодня можно найти парты для детей любого возраста.  Для самых маленьких «учеников» (3–4 года) подойдёт парта, которая совмещает в себе функции рабочего места, игрового столика и мольберта. Угол наклона столешницы в этом случае легко регулируется: раскрашивает ребёнок  картинку – столешница слегка наклонена, чтобы маленькие пальчики готовились к письму в правильном положении, захотел поиграть в кубики или головоломку – парта превращается в ровный столик. Или, например, можно  приобрести мольберт, столешница которого складывается «домиком», на одной стороне ребёнок будет писать и рисовать мелом, как на классной доске, а вторая предназначена для письма разноцветными маркерами.  Если  малышу исполнилось 5 лет, уже можно подумать о серьезном рабочем месте, которое будет верой и правдой служить и в школе. Выбирайте парту-трансформер, у которой регулируется не только угол наклона, но и высота столешницы и сиденья. Такой стол будет «расти» вместе с ребенком, делая его занятия удобными и комфортными, а осанку малыша правильной!

Родителям важно осознавать, что школа – это очень серьёзный и принципиально новый этап в жизни ребёнка, а поэтому необходимо подготовить ребёнка к нему и психологически.  Важно рассказать ребенку о правилах школьной жизни, ведь в школе он столкнется с незнакомыми людьми, которые ждут от него совсем не того, чего ждали окружавшие его взрослые до сих пор. Можно  «поиграть» с ребёнком в школу, чтобы в игре малыш мог «прожить» те ситуации, с которыми ему придётся столкнуться в реальности. В процессе таких психологических занятий важно дать ребёнку уверенность в том, что он сможет справиться с любыми трудностями , которые могут встретиться впереди!

Логотип
Кнопка выхода

Обратная связь